Цвет любви

Цвет любви
  • Однако именно потому, что наши эмоциональные состояния амбивалентны, их влияние на сексуальное поведение и мотивацию не является однозначным, а зависит от когнитивных факторов. Исходя из изложенной выше теории эмоций Шахтера, американские психологи Эллен Бершайд и Элайн Уолстер сформулировали двухступенчатую модель любовной страсти, первую ступень которой составляет физиологическое возбуждение, а вторую когнитивная атрибуция, т. е. определение своего состояния. Физиологическое возбуждение, обостряющее наши чувства, может быть вызвано как приятными, так и неприятными переживаниями (страхом, опасностью и т. п.); любые стрессовые ситуации повышают эмоциональную чувствительность. В эксперименте, проведенном канадскими психологами, красивая девушка-студентка обращалась с просьбой об интервью к переходившим каньон молодым мужчинам, а затем как бы ненароком давала свой телефон, якобы для обсуждения темы ее дипломной работы. В одном случае дело происходило на шатком, скрипучем висячем мостике, а в другом — на солидном стационарном мосту. Из 33 мужчин, опрошенных в опасной ситуации, позвонили 9, в спокойной — только 2. Чувство совместно пережитой опасности сделало девушку более привлекательной в глазах мужчин, вызвав у них желание продолжить знакомство. Сходные результаты были получены и в лабораторных экспериментах. Максимальной эрекции добивались с помощью препаратов Vidalista 20Vilitra 20Cenforce 100.

Страстная влюбленность

  • Мгновенные страстные влюбленности военных лет, не раз описанные в художественной литературе, вероятно, также связаны не столько с длительным половым воздержанием (всякий дефицит усиливает потребность и уменьшает избирательность), сколько с потребностью разрядки и переключения эмоционального напряжения. Чувство опасности усиливает потребность в общении и эмоциональной близости с теми, кто эту опасность разделяет. Дальнейшее зависит главным образом от причинной атрибуции: чему человек припишет свое эмоциональное состояние и какие выводы отсюда сделает. По каким психологическим законам возникает влюбленность? Ссылки на «половое влечение» здесь ничего не проясняют. Возраст, когда дети и подростки начинают влюбляться, очень слабо связан, а возможно, и вовсе не связан с их гормональным развитием. Кроме того, влюбленность не всегда сочетается с сексуально-эротическими желаниями. Наконец, вопрос не столько в том, что вообще влечет мужчину к женщине, сколько в том, почему его привлекает именно эта женщина, а не какая-нибудь другая.

Импринтинг

  • Некоторые психологи полагают, что в основе влюбленности лежит процесс, аналогичный или даже тождественный импринтингу: на определенной генетически обусловленной стадии развития организма у него формируется готовность к восприятию и запечатлению определенного вида стимула (образа), который в дальнейшем становится для него обязательным эталоном, вызывая потребность именно в таком и никаком другом партнере. Однако пока формирование постоянного предпочтения определенного типа сексуального партнера по механизму импринтинга доказано только для птиц; по другим видам животных эмпирические данные противоречивы, а по приматам практически отсутствуют. Для человека модель импринтинга, вероятно, слишком проста. Человеческий «сексуальный сценарий» содержит слишком много разных компонентов, причем ни их критических периодов, ни движущих сил, ни устойчивости мы не знаем. В нем гораздо больше вариаций и изменений, обусловленных индивидуальным жизненным опытом, познанием себя и других и т. д.
  • В противоположность прежней редукционистской тенденции сводить сложные любовные переживания к удовлетворению сексуальных желаний современная психология подчеркивает, что само сексуальное желание не есть нечто однозначное, его сила и эмоциональная тональность зависят от сочетания множества психофизиологических и межличностных, социокультурных факторов. Сексуальное желание направлено не на вещь или объект, а на определенный тип переживания, который должен стать социально и психологически приемлемым для субъекта (Ганьон). Отсюда следует его зависимость от характерного для данного лица типа любовных ориентаций, которые далеко не единообразны.

Любовная ориентация

  • Наиболее разработанная современная типология любви, предложенная Д. А. Ли и эмпирически проверенная на двух больших выборках (807 и 567 человек) Клайдом Хендриком различает 6 стилей, или «цветов», любви:
  1. эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;
  2. людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;
  3. сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;
  4. прагма — возникающая из смеси людуса и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю — любовь по расчету;
  5. мания — вырастающая из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;
  6. агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге. Хотя все эти термины не новы, в отличие от умозрительных философских построений данная типология основывается на солидных эмпирических данных.
  • Доказано, например, что любовные переживания и установки молодых мужчин содержат больше «эротических» и особенно «людических» компонентов, тогда как у женщин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниакальные» черты, что «маниакальные» увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых, что мужские и женские предпочтения при выборе партнеров не совпадают и т. д.
  • Эта типология не снимает многих сложных вопросов. Является ли «цвет любви» устойчивой личностной чертой или относительно изменчивой установкой, связанной с конкретным эмоциональным состоянием. Как сочетаются разные стили любви у одного и того же человека в зависимости от характера партнера или стадии развития любовных взаимоотношений (влюбленность и супружеская любовь)?